Даешь молодежь!

Образовательный уровень

В России один из самых высоких уровней образования в мире, констатирована министр образования РФ Ольга Васильева. Доля населения, окончивших ВУЗ и колледж составляет 56%. Несмотря на эти оптимистичные показатели качество образования достаточно сильно разнится от региона к региону и от ВУЗа к ВУЗу. Авторы данного исследования из Высшей школы экономики отмечают также, что более чем в трети регионов России у молодежи просто нет возможности получить именно “качественное” высшее образование.

Очевиден тот факт, что высшее образование с его условной доступностью не успевает за темпом изменений на рынке труда. Одних студентов готовят к профессиям, которые уже не актуальны, другим не хватает реально требуемых навыков и инструментов, для того, чтобы реально приносить пользу на рабочем месте. Ситуация усугубляется стареющими преподавательскими кадрами и снижением престижа профессии педагога, а также стремительно нарастающим цифровизационным тайфуном, охватывающим все отрасли экономической деятельности.

К чему мы пришли

На практике такая ситуация привела к тому, что выпускники ВУЗов уже на начальном этапе своей карьеры должны быть выше «начального» уровня подготовки и брать на себя более квалифицированные и комплексные задачи. Особенно остро стоит задача освоения нескольких компетенций и широкой палитры инструментов по смежным областям. С одной стороны, такая необходимость порождает ответственность за собственный карьерный путь уже на самом раннем этапе, с другой стороны гарантированно грамотно «заточить» специалиста под потребности своего бизнеса/производства может и сам работодатель.

Молодые кадры (до 35 лет) считаются сегодня наиболее проблемной зоной – повышенная требовательность, высокий уровень тревожности, отсутствие устойчивых авторитетов. Вместе с тем, в этой области заложен кадровый потенциал, который при правильном определении направлений развития, обеспечит планомерное развитие бизнеса на ближайшие десятилетия.

Работодатель-воспитатель

Работодатель, определяя вектор работы с молодыми кадрами, должен учитывать высокий уровень любознательности, склонность к саморазвитию и поддержание высокого уровня мотивации и доверия.

Задача нехватки компетенции решается с помощью поэтапного формирования навыков и выстраивания индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.  Если работодатель делает ставку на рост лояльности и долгое взаимодействие, он неизбежно примеряет на себя роль воспитателя, мотиватора. Заслужить лояльность и авторитет можно имея в арсенале достаточный запас качественных образовательных и развивающих продуктов, которые постоянно актуализируются и дополняются актуальными новинками.

Шаги выпускника

Какие же шаги необходимо предпринять современным выпускникам? Для начала подумайте, какие навыки у вас есть сейчас и какую работу вы хотите иметь через полтора года. Затем выполните следующие действия:

Определите свои ключевые мягкие навыки (навыки влияния) или soft skills. Это поможет выявить пробелы и поставить учебные цели. К этой группе относятся критическое мышление, навыки решения задач, коммуникационные способности и умение самостоятельно и активно обучаться. Активное обучение — наиболее важный навык, поскольку предполагает некоторый уровень любопытства и мотивации к непрерывному освоению нового.

Подумайте над своими ключевыми техническими умениями, которые останутся востребованными, например, цифровая грамотность, data science, аналитика данных. Развивайте их.

Сконцентрируйтесь на компетенциях, которые будут нужны всегда вне зависимости от сферы вашей деятельности. Например, навыки анализа данных, которые вы приобрели на позиции маркетолога, могут оказаться весьма ценными в сфере интернет-продаж или разработки продукта.

Ведите личный список всего, что вы освоили или планируете освоить. Так вам будет проще рассказать о своих навыках на собеседовании и на рабочем месте.

Источник: Фактограф.Инфо и собственные материалы