Все больше исследований по всему миру посвящены внедрению инновационных технологий в эмоциональную сферу человеческой жизни. HR-отрасль в этом разрезе становится одним из ключевых заказчиков роста искусственного интеллекта, призванного изучить и использовать человеческие эмоции для эффективного решения бизнес-задач. Исследования показывают, что эмоции – ключ к пониманию мотивации персонала. Некоторые зарубежные компании стали обращаться к алгоритмам, чтобы вычислить разницу между тем, что сотрудники говорят, и тем, что они на самом деле чувствуют.
Яркий пример успешного внедрения искусственного интеллекта приводит издание Wall Street Journal: d банке First Horizon National шесть сотрудников кадровой службы раньше тратили по три месяца на тщательное изучение 3500 анкет. Еще пять месяцев требовалось менеджменту на разработку плана действий на основе полученной информации. «К тому моменту, когда они приступали, мы уже начинали следующее анкетирование», – вспоминает Марио Браун, менеджер по оценке и развитию руководителей в First Horizon.
Благодаря искусственному интеллекту теперь First Horizon получает полный анализ результатов анкетирования сразу после его завершения. Один из выводов последнего исследования – нужно улучшить программу тренингов.
Более 40% работодателей по всему миру используют искусственный интеллект, показало недавнее исследование Deloitte. Ряд разработчиков, включая HireVue и Syndio, предлагают кадровикам программы для найма, увольнения и расчета зарплат персонала, основанные на искусственном интеллекте. Это уже беспокоит многих работников, не желающих подвергаться психоанализу со стороны роботов. Юристы опасаются, что несовершенства программ могут обернуться дискриминацией при найме и на рабочем месте.
Большинство эмоций выражается невербально, поэтому программы, анализирующие только текст, могут не увидеть всей картины, предупреждает Джулия Олбрайт, специалист по цифровой социологии из Университета Южной Калифорнии. Когда-нибудь искусственный интеллект сможет распознавать признаки депрессии и других чувств в выражении лица или модуляциях голоса, говорит она, но пока технологии еще не настолько развиты. Xander может ошибаться, признают разработчики, но ведь и люди ошибаются. Алгоритм в отличие от людей пока не может распознавать язык тела, говорит Сухаил Халай из Ultimate Software, но и люди не всегда замечают, например, сарказм.
Любая погрешность в алгоритме в первую очередь скажется на льготных категориях работников, считает Гарри Матиасон, юрист из Littler Mendelson, специализирующийся на трудовом праве и искусственном интеллекте. Например, алгоритм может заметить, что работники с инвалидностью чаще отсутствуют на рабочем месте, и рекомендовать компании отказаться от найма таких соискателей.
«Бум» новых технологий в сфере hr был особенно ощутим в 2015 году, когда, по данным Deloitte, объем инвестиций в подобные проекты вырос на 60% и составил $2,4 млрд – пишет Forbes. Финансирование привлекают платформы для автоматизации процесса рекрутмента, системы управления талантами, приложения для командной работы, сервисы для корпоративного обучения. Новая волна инвестиций в hr-технологии началась в 2016 году и оказалась связана с технологиями машинного обучения, которые стали проникать в самые разные продукты стартапов. Системы с машинным обучением и технологиями искусственного интеллекта предполагают, что программы не отталкиваются от жестких заданных правил, а, обучаясь в процессе работы с данными, создают эти правила сами. Такие системы помогают лучше распознавать тексты, изображения и голосовые команды. Поэтому в сфере трудоустройства они позволяют, например, лучше сканировать резюме и описания вакансий, а также создавать программы-ассистенты, которые будут отвечать на распространенные вопросы и давать первоначальную информацию.
Источники: Ведомости-Карьера, Forbes